Психолог рекомендует…

Психологические рекомендации выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Перед выходом из детского дома, школы-интерната попробуй продумать (спланировать свою жизнь). Этому может помочь следующая схема:

  1. Определи главную цель в жизни (кем я буду, чего достигну, какой трудовой вклад внесу в общество).
  2. Определи задачи, которые надо решить в жизни, чтобы добиться главной цели.
  3. Построй цепочку ближних и отдалённых конкретных целей (где буду учиться, первая работа, перспективы).
  4. Продумай пути и средства достижения ближайших жизненных целей (проба сил, ознакомление, самообразование и т.п.)
  5. Оцени личностные возможности и внешние условия (использование прав и льгот, которые предоставляет тебе государство при устройстве на учёбу или работу; узнай больше о месте, где ты будешь жить, какие там находятся учебные заведения, предприятия и т.п.).
  6. Определи возможные препятствия. Определи (поищи) «запасные варианты», то есть варианты поведения в случае неудачи при осуществлении основного плана.

Основным критерием социальной психологической зрелости является достижение самостоятельности, т. е. умение рационально использовать свои силы. Проблема умения рационального использования своих сил лежит в проблеме целеполагания и жизненной перспективы. Задай себе следующие вопросы и постарайся на них ответить:

  • Умеешь ли ты рационально использовать свое время?
  • Легко ли тебе отличить среди повседневных дел важные или не очень важные?
  • Всегда ли тебе удается правильно рассчитать свои силы и время?
  • Как часто ты даешь обещание и не можешь его выполнить?
  • Всегда ли твои цели соответствуют твоим потребностям?

Представьте себе всю свою будущую жизнь, портрет себя такого, каким хотелось бы стать. Для этого следуйте инструкции.

  • Определите, в какой временной сетке вы работаете.
  • Составьте все свои цели и планы на ближайшее и далекое будущее.
  • Выберите четыре самых важных на этот момент цели. Найдите обоснование важности этих целей.
  • Составьте список тех необходимых ресурсов для достижения целей, которыми вы уже обладаете. Опишите, что у вас уже есть.
  • Опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей.
  • Сформулируйте, что препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас.
  • Подумайте над содержанием следующих цитат:

«Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Ни один человек никогда не был самим собой целиком и полностью; каждый, тем не менее, стремится к этому, один глухо, другой отчетливо, каждый как может…, каждый, будучи попыткой, будучи броском из бездны, устремляется к своей собственной цели» (Эмиль Синклер).

«Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей…» (Максуэлл Мольц).

«…человек – существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым» (Максуэлл Мольц).

Для каждой из выбранных целей составьте черновик пошагового плана для ее достижения. Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете делать по этому плану прямо сегодня, т.е. вы должны составить пошаговый план достижения этой цели, который бы включал и сегодняшний день.

Как планировать свою деятельность.

  1.    Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.
  2.    Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать. Что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.
  3.    Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.
  4.    Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.
  5.    Наметь промежуточные этапы предстоящей работы.
  6.    Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов.
  7.    По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

Как привлечь к себе внимание? Что и говорить: конкуренция идет с нами по жизни. Поэтому необходимо знать определенные приемы, которые позволяют завоевать расположение окружающих тебя людей. Это:

  • не бояться выделиться из серой массы;
  • уметь говорить ярко, красиво и уверенно;
  • способность по поводу и быть на виду;
  • умение достойно одеваться.

Любой человек от природы обучаем и гибок. Смысл вашей жизни в том, чтобы реализовать желания, на которые «зарядила» вас природа. Ваша цель осуществить ее программу! Научитесь правильно себя оценивать. Те, кто боится своих желаний и считает себя хуже других, совершают худшее преступление. Они даже не пытаются приблизиться к назначенной им цели. Вот послушайте одну притчу:

«К одному человеку пришел его друг и стал жаловаться, что он не такой, как все: не умен, некрасив, в общем, несовершенен. Друг долго слушал его жалобы и, наконец, пригласил его выйти прогуляться в сад.

Он показал ему два дерева.

Смотри, вот сосна, а вот яблоня. Как ты считаешь, которое из деревьев лучше?

Да они оба хороши.

Пойми и ты, что у каждого человека свое предназначение, как и у каждого дерева».

Профессионалами не рождаются. Быть эксклюзивом – значит иметь свой имидж, личную торговую марку. Нужен особый набор качеств, который решает все. Сюда входят: ваш профессионализм, вера в себя, смелость, активность, коммуникабельность и умение думать. Профессионалом можно стать со временем, учась у других. Но эксклюзивом вы обязаны стать самостоятельно. Нельзя полностью перенимать чужие модели поведения, надо предлагать что-то свое.

Как совершенствовать свои способности.

1. Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам.

2. Раннее самоопределение дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потери времени в поисках того, в чем ты по-настоящему одарен.

3. Развивай в себе главную черту – трудолюбие.

4. Развивай себя со всех сторон жизнедеятельности.

5. Если у тебя нет способности к чему-то, но есть большое желание заниматься именно этой областью – это не трагедия.

Согласно тезису В. Франкла «жизнь – самоценна» человеческое существование принимается во всей его полноте: с теми страстями и духовными взлетами, рутиной и праздниками, удачами и неудачами, со всем разнообразием, неисчерпаемостью, таинственностью. Поэтому актуальна проблема потребности в саморазвитии, стремлении к самосовершенствованию и самореализации. Наше самоощущение – это наша самооценка. То, как мы воспринимаем себя, собственную жизнь, свои чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на наше самоощущение.

Представь себе ситуации, на которые у тебя будут возникать определенные эмоции. Предлагаемые ситуации:

  • Ты завалил экзамен.
  • Учитель на тебя кричит.
  • Тебя назвали психом.
  • Тебя презирает друг.
  • Родители тебя хвалят.
  • Друзья за тебя горой.
  • Ты самый хорошенький в классе.
  • Тебя избрали в совет класса.

Сделай анализ как менялось твоё самоощущение. Подумай про свой характер, привлекательные черты, отталкивающие черты, «слабое звено», каков ты в общении и дружбе, каково твоё отношение к работе.  В жизни можно выделить, как минимум, две основные стратегии, которыми пользуются люди: 1) западная и 2) восточная.

«Западная» определяется тезисом: «Я иду на жизнь. Я просчитываю шаги в жизни. Я ставлю конкретные цели и достигаю их». Это чисто рассудочная модель, свойственная рациональным людям. «Восточная» стратегия – человек получает от жизни то, что ему нужно, если он не противоречит ее законам и самому себе. И та, и другая стратегии хороши. Западная нам необходима, чтобы решать тактические задачи. Восточная помогает в решении таких задач, как поиск истины, смысла жизни.

Притча о двух лягушках, оказавшихся в крынке с молоком, самая простая иллюстрация активности. Будешь работать лапками – станешь хозяином жизни, сложишь лапки – пойдешь ко дну.

Активность человека дает возможность реализовать свои желания, достичь поставленных целей. Активность бывает двух видов: внутренняя и внешняя. Мир всегда остается тем же самым, меняется то, каким вы видите мир. Потенциал вашей жизни заключается в семи областях, где вы ежедневно совершаете выбор, это определено природой и качеством вашего опыта. Как выбрать жизнь, которая вам нужна? Что мешает человеку эффективно действовать?

  • Страх, сомнение.
  • Лень.
  • Незнание цели и своих собственных желаний.

Единственное, ради чего стоит соревноваться в этой жизни – это совершенствование самого себя. Подумай о том, как себя заставить работать? Представь свою жизнь через пять лет.

  • Как будет выглядеть твоя жизнь?
  • Где ты хочешь жить?
  • Чем хочешь (будешь) заниматься?
  • С кем бы ты хотел быть, кого хотел бы видеть рядом с собой?
  • Что ты будешь делать, чтобы жить счастливо?
  • Что будет важным в твоей жизни?
  • Что будет самым главным в твоей жизни?

Частной составляющей самоопределения личности является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.

Выбор профессии – это второе рождение человека; это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Труд приносит доход, работа дает нам статус, престиж, профессиональную пригодность. В большей степени от этого зависит удовлетворенность человека своей судьбой и самим собой.

Итак, вы перед выбором профессии. Профессиональное самоопределение – это процесс самостоятельный, но выбор должен приниматься сознательно. Для того чтобы выбор был успешным, вам необходимо познакомиться с таким понятием, как «стратегия выбора профессии». На стратегию выбора влияют три основных фактора, которые помогут найти оптимальные варианты и будут способствовать реализации вашего плана в действие.

1 фактор «ХОЧУ» это ваши желания, интересы, склонности.

2 фактор «МОГУ» это ваши возможности: знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья.

3 фактор «НАДО» это запросы рынка труда.

В том случае, если вы сумеете совместить «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО», ваш профессиональный выбор будет удачным. Наглядно это выглядит следующим образом:

Но при выборе профессии следует помнить о тех ошибках, которые многие молодые люди совершают.

  • Выбор «за компанию»
  • Выбор престижной профессии
  • Отождествление профессии с учебным предметом
  • Несоответствие здоровья и условий труда избранной профессии
  • Выбор профессии под давлением родителей
  • Неумение разобраться в самом себе: интересах, склонностях и возможностях.

Типы профессий

1. Человек – знаковая система.

Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различаются по особенностям предмета труда.

Это могут быть:

 Тексты на родном и иностранном языках

Цифры, формулы, таблицы

Чертежи, карты, схемы

Звуковые

сигналы

Редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, наборщик, телеграфист Программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик Конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, топограф, штурман, геодезист Радист, стенографист, телефонист, звукооператор

 

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • хорошая оперативная и механическая память,
  • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале,
  • хорошие переключаемость и распределение внимания,
  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками,
  • усидчивость и терпение.

2. Человек – человек.

Большинство профессий этого типа связано:

 

С воспитанием,

 обучением

С медицинским 

обслуживанием

С бытовым 

обслуживанием

С информационным

обслуживанием

С защитой

общества и государства

Воспитатель, учитель, мастер профтехучилища, спортивный тренер Врач, фельдшер, медсестра, няня Продавец, парикмахер, официант, вахтер, работник столовой Библиотекарь, экскурсовод, лектор Юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий

 

Многие должности: директор школы, предприятия, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор и другие – связаны с руководством людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий этого типа.

 

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

– стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми,

– устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми,

– доброжелательность, отзывчивость,

– выдержка, умение сдерживать эмоции,

– способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей,

– способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие,

– способность ставить себя на место другого человека, умение слушать и слышать, учитывать мнение другого человека,

– способность владеть мимикой, жестами,

– обладание развитой речью, способностью находить общий язык с разными людьми,

– умение убеждать людей,

– способность помнить, держать в уме информацию о многих людях,

– аккуратность, пунктуальность, собранность.

3. Человек – природа.

 

Объекты труда этого типа профессий

Специалистам этой области приходится делать следующее.

 

Изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных

Выращивать растения, ухаживать за животными

Проводить
профилактику 
заболеваний растений и животных, бороться с вредителями растений

Агроном, микробиолог, зоотехник, гидролог, агрохимик, фитопатолог Лесовод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, полевод, пчеловод Врач карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар

 

Поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист обязан обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым к работе вне больших коллективов, иногда в трудных погодных условиях.

 

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • развитое воображение,
  • наглядно-образное мышление,
  • хорошая зрительная память,
  • точное восприятие (особенно зрительное),
  • наблюдательность,
  • способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы,
  • любовь к природе.

4. Человек – художественный образ.

Большинство профессий этого типа связано:

 

С созданием, проектированием,    

моделированием художественных произведений

С воспроизведением, 

изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (в единичных экземплярах)

С воспроизведением,

копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве

Специалист создает проект, эскиз, замысел художественного произведения, воплощает его в сочетаниях линий, форм, красок, звуков, движений Специалист воссоздает замысел художника, внося в него элементы собственного творчества Специалист изготовляет художественные произведения по заданному образцу
Писатель, художник, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф Ювелир, реставратор, гравер, маляр альфрейных работ, столяр-краснодерев­щик, музыкант, актер Мастер по росписи фарфора, шлифовальщик по камню и хрусталю, маляр, печатник

 

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • художественные способности;
  • развитые эстетические чувства;
  • развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность, зрительная память;
  • наглядно-образное мышление;
  • творческое и воссоздающее воображение;
  • знание законов эмоционального воздействия на людей;
  • аналитическое, нестандартное мышление.

5. Человек – техника.

Большинство профессий этого типа связано:

– с созданием, монтажом, сборкой технических устройств;

– с эксплуатацией технических устройств;

– с ремонтом технических устройств.

 

Техническое устройство

Монтаж, сборка

Эксплуатация

Ремонт

Станок с числовым программным управлением Слесарь механико-сборочных работ Оператор станков с ЧПУ, наладчик станков с ЧПУ Слесарь по ремонту промышленного оборудования
Энергетическая установка Электромонтажник Оператор электропульта Слесарь по ремонту электрооборудования
Прибор Радиомонтажник Радиотехник Слесарь по ремонту радиоаппаратуры
Фото-киноаппаратура Слесарь-сборщик фото-киноаппаратуры Киномеханик, фотограф Слесарь по ремонту фото-киноаппаратуры

 

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • хорошая координация движений;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать внимание;
  • наблюдательность.

Постарайтесь сформировать в себе следующие качества личности:

  •   Направленность на достижение успеха в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности, карьере;
  •   Направленность на сотрудничество с людьми, оказание помощи и поддержки окружающим, ответственность за общее дело;
  • Коммуникативную компетентность, способность к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе;
  •   Высокую и устойчивую самооценку, чувство собственного достоинства, реалистичный, адекватный развивающимся способностям уровень притязаний;
  •  Умение учиться и развивать свои способности;
  • Умение разрабатывать и реализовывать реалистичные цели и планы;
  •  Волю, настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели.

Удачи вам и успехов на жизненном пути! Будьте счастливы и успешны!

Педагог-психолог                                                                     

Комментарии закрыты.